Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  1. Исходное положение (ИП) – стоя на полу. Выпрямляем спинку и начинаем ходьбу на месте, при этом следим за правильностью осанки. Продолжительность упражнения 2-3 минуты.Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  2. ИП – стоя на полу. Встаем на носочки, медленно протягиваем руки вверх, поднимая их как можно выше. Задерживаем руки в таком положении на 3-4 секунды и медленно опускаем.Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  3. ИП – стоя на полу. Поднимаем и тянем руки вверх так же, как в упражнении №2, только ноги при этом опираются на всю ступню.Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  4. ИП – лежа на спине. Ложимся на ровную, твердую поверхность, вытянув руки параллельно туловищу. Затем одновременно сгибаем локоть левой руки и подтягиваем к нему согнутую в колене правую ногу.

    Повторяем упражнение с правой рукой и левой ногой. Стараемся не отрывать спину и голову от поверхности.Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  5. ИП – лежа на спине. Подтягиваем к груди одну ногу, согнутую в колене, обхватываем ее руками и держим 4-5 секунд. Затем медленно опускаем ногу и проделываем те же движения с другой ногой.Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  6. ИП – лежа на спине. Руки вытягиваем вдоль туловища, стараясь прижать их к полу как можно сильнее. Поднимаем обе ноги приблизительно на 45о от уровня пола.

    Медленно отводим ноги, сначала в левую, затем в правую сторону. Возвращаемся в исходное положение.Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  7. ИП – лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела. Сгибаем ноги в коленях и подтягиваем их к груди, одновременно делая хлопок руками под поднятыми ногами. Возвращаемся в ИП.Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  8. ИП – лежа на спине, плечи плотно прижаты к полу. Стараемся максимально потянуть ноги и спину. В таком положении лежим около 30 секунд.Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  9. ИП – лежа на спине. Приподнимаем ноги кверху и двигаем ими так, как будто крутим велосипедные педали. При этом стараемся не касаться пола ногами, и не приподнимать голову от поверхности.Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  10. ИП – лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Поднимаем одну ногу вверх и делаем несколько круговых движений. Возвращаем ногу в ИП и повторяем упражнение со второй ногой.Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

  11. ИП – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнимаем от пола сначала руки, а затем и ноги. Вытягивая спину, удерживаем такое положение тела в течение нескольких секунд. Можно выполнить несколько покачивающих движений, при этом, то руки, то ноги будут почти касаться пола.

  12. ИП – лежа на животе. Заводим руки за голову и соединяем их на затылке в замок. Медленным движением отрываем голову от пола и приподнимаем. Прогибаем туловище и замираем на несколько секунд. Возвращаемся в исходное положение.

  13. ИП – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Опираясь на ладони, приподнимаем как можно выше сначала одну, затем другую ногу. Стараемся приподнять конечности как можно выше.

  14. ИП – стоя на четвереньках. Одновременно правую руку отрываем от пола, вытягиваем вперед и приподнимаем левую ногу. Замираем на несколько секунд и повторяем упражнение с левой рукой и правой ногой.

  15. ИП – стоя на четвереньках. Поднимаем голову как можно выше и откидываем ее слегка назад, одновременно прогибаем спину. Стоим в таком положении несколько секунд и возвращаемся в ИП.

  16. ИП – стоя на четвереньках. Опираясь на руки, выгибаем спину кверху, при этом голова опущена вниз. Подтягиваем одно колено как можно ближе к голове, после чего медленно возвращаем ногу на место. Повторяем упражнение со вторым коленом.

  17. ИП – стоя на полу, ноги на ширине плеч. Для выполнения упражнения потребуется палка небольшой длины. Берем ее, так чтобы руки располагались на ширине плеч. Поднимаем палку, заводя руки за голову, и одновременно прогибаем спину. При этом позвоночник не должен прогибаться более чем на 30 гр.

  18. ИП – стоя на полу с палкой в руках, разведенных на произвольное расстояние. Заводим палку слегка за голову и немного отводим спину назад. Выполняем круговые движения туловищем, отклоняя ее не более, чем на 30о.

  19. ИП – стоя на полу с палкой в руках. Заводим руки за голову. Отставляем назад одну ногу, одновременно делая пружинящие движения руками и прогибая назад позвоночник. Чередуем ноги, оставляя руки поднятыми над головой.

  20. ИП – стоя на полу, руки с палкой подняты над головой. Поочередно отводим в сторону каждую ногу, не опуская рук.

Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников. Физическое развитие детей

Содержание:

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.

Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».

В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка.

На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, фитотерапия, бассейн.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников.

При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник.

Поэтому плавание — эффективное средство укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство.

Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем.

На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем.

В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Частыми гостями на таких занятиях бывают медицинская сестра и врач-ортопед.

Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.

Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие.

Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов.

В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.

Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью мы регулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги, праздники и развлечения.

Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений.

Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей.

Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится в детском саду.

Содержание занятий родителей с детьми во многом зависит от их интересов, желания заниматься различными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в разных соревнованиях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными.

Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже.

Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (описание игр выставляются в родительском уголке).

Читайте также:  Как лечить остеохондроз поясничного отдела в домашних условиях?

На период летних каникул для сохранения достигнутых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата и навыков правильной осанки родителям выдаются описания комплексов упражнений и методические рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой дома. В основе всех комплексов упражнений лежат игры.

В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников. Перед началом игры мы доходчиво объясняем воспитанникам ее правила и строго следим за их выполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.

Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру.

Задачи ортопедических игр:

  • воспитывать сознательное отношение к занятиям;
  • усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;
  • обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;
  • обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;
  • обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами;

В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп.

  1. Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.).
  2. Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.).
  3. Направленные на ознакомление с окружающим (животные, растения и т.д.).
  4. Направленные на развитие физических качеств.
  5. Проводимые как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них.

В нашей практике мы успешно используем оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки.

«Зебра»

Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

«Цветочная поляна»

На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).

«Извилистая дорожка»

На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

«Полоса препятствий»

Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками «молниями», пуговицами, карабинами и т.д.

Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей

«Рыбки и акулы»

Выбирают водящего — «акулу», остальные дети — «рыбки». По сигналу «Раз, два, три — лови!» они разбегаются по залу, а водящий их «салит» — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

Правила:

  1. разбегаться можно только после команды «Лови!»;
  2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его;
  3. пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

«Морская фигура»

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру.

Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

Правила:

  1. принятую после слова «замри!» позу нельзя менять;
  2. при повторении игры необходимо найти новую позу;
  3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

«Футбол»

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

«Кораблики»

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета «Загрузи машину»

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета «Построим лесенку»

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

«Нарисуй картину»

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

«Сложи узор»

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

«Рисуем кистью»

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

«Поймай рыбку» («Достань жемчужину»)

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).

«Найди клад»

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

«Стирка»

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

В результате проведения ортопедических игр и коррекционной работы с детьми, на основании диагностических карт ЛФК и осмотра врача-ортопеда, выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки.

Но мы убеждены, что проблема оздоровления детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период.

Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.

Мы рады, что по результатам обследования Городской медико-педагогической комиссией отмечено, что наши дети не имеют ухудшений в состоянии здоровья, а наоборот, налицо улучшение и стабилизация.

Новосёлова Р.А., воспитательЯкунина Г.В., воспитатель,МДОУ ЦРР — д/с № 461 «Золотая рыбка»,

  • г. Новосибирск
  • Статья предоставлена научно-практическим журналом «Инструктор по физкультуре», № 3, 2009

Лфк для исправления осанки для детей

ЛФК для детей с нарушением осанки является единственным методом выравнивания позвоночного столба и профилактики возникновения серьезных осложнений со стороны опорно-двигательного аппарата.

Занятия помогают от сутулости, искривления и прочих проблем со спиной. Главное, это ежедневное качественное выполнение упражнений.

Если пропускать занятия или халатно относиться к ним, на получение положительных результатов можно не надеяться.

Зачем нужна гимнастика

Искривление позвоночника чаще всего наблюдается у детей в школьном возрасте, которые на протяжении длительного времени находятся в положении сидя – за компьютером, при выполнении домашнего задания, просмотра телевизора и т. д.

Именно в целях профилактики и коррекции осанки и рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Упражнения подбираются в зависимости от возраста ребенка и его общего состояния здоровья.

ВАЖНО! Нарушенная осанка влияет не только на внешний вид ребенка, но и на работу его внутренних органов!

Наибольший риск искривления осанки приходится на возраст от 7 до 16 лет. В этот период наблюдается активный рост скелета и замедленное развитие мышц. А это приводит к тому, что позвоночный столб становится уязвимым перед воздействием внешних факторов. И чрезмерные нагрузки или длительное пребывание в сидячем положении приводит к тому, что на нем начинают формироваться изгибы.

Такие изменения приводят не только к тому, что ребенок сутулится, но и появляются проблемы со стороны:

  • дыхательной системы (у таких деток часто отмечается отдышка и они храпят по ночам);
  • сердечно-сосудистой системы;
  • ЖКТ.

В данном случае лечебная гимнастика преследует следующие цели:

  • выровнять позвоночник, устранить все неестественные изгибы;
  • укрепить мышцы спины;
  • устранить сутулость.

Если с самого детства не выполнять упражнения для исправления осанки, то с возрастом риски развития проблем с опорно-двигательным аппаратом будут возрастать.

Появится вероятность смещения позвонков, развитие сколиоза и остеохондроза, формирование межпозвоночной грыжи, появление невралгии.

А эти патологии требуют более сложного лечения и ежедневные тренировки уже не будут такими эффективными.

Противопоказания

Упражнения для правильной осанки у детей подходят далеко не всем. Лечебная гимнастика имеет свои противопоказания, при наличии которых ее выполнение может принести больше вреда, чем пользы. И к ним относятся:

  • травмы (растяжения, ушибы, разрывы связок, переломы);
  • низкий болевой порог;
  • мышечные зажимы спины;
  • заболевания различной этиологии, протекающие в острой форме;
  • наличие хронических воспалений в организме;
  • компрессионный синдром.
Читайте также:  Таблетки артрозан - инструкция по применению, отзывы и сколько стоят?

Можно ли делать упражнения для исправления осанки детям, решает врач-ортопед в индивидуальном порядке. Самостоятельно подобранный комплекс ЛФК и самолечение может стать причиной повреждения мышц спины и возникновению более серьезных проблем с позвоночником.

Правила выполнения ЛФК

Даже если врач-ортопед назначил вашему ребенку комплекс упражнений, риски получения травм при их выполнении очень высоки. И чтобы их минимизировать, необходимо знать несколько правил:

  • Нужно строго следовать всем рекомендациям врача. Необходимо постоянно следить за осанкой малыша, когда он выполняет упражнения.
  • Гимнастика может выполняться как в специализированных учреждениях под врачебным контролем, так и в домашних условиях. Но, прежде чем приступать к занятиям дома, нужно посетить несколько занятий, проводимых специалистом. Так вы сможете узнать все тонкости выполнения упражнений и снизить к минимуму риски получения травм в будущем.
  • Прежде чем выполнять упражнения для правильной осанки для детей, необходимо размять мышцы. Для этого рекомендуется делать 5-минутный массаж спины.
  • ЛФК для детей с нарушением осанки требует внимательности и аккуратности. Спешка здесь ни к чему. Упражнения должны выполняться в спокойном ритме. Никаких резких движений! Это может навредить ребенку!
  • При искривлении осанки у детей запрещается использовать штанги или гантели. Они дают излишнюю нагрузку на позвоночный столб. А так как в нем уже имеются нарушения, применение подобно рода инвентаря может спровоцировать появление серьезных проблем со спиной.
  • Нужно следить за тем, чтобы в процессе занятий ребенок не ощущал болезненных ощущений. Он должен чувствовать себя комфортно.
  • Категорически запрещается применять методы, направленные на вытягивание позвоночника, например, вис на перекладине. Выполнять их можно только в том случае, если они были назначены ортопедом и осуществляются под строгим контролем врача.
  • Гимнастика при нарушении осанки у детей подразумевает под собой медленное увеличение нагрузки. Сначала выполняются самые легкие упражнения и только спустя некоторое время в комплекс включаются более сложные элементы, но не все сразу.
  • Чтобы получить быстрый эффект от ЛФК, рекомендуется выполнять не только упражнения, назначенные врачом, но и дыхательную гимнастику.

Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей Следить за осанкой ребенка нужно не только в момент выполнения упражнений, но и в течение всего дня

Применяя все эти правила на практике, можно получить быстрые положительные результаты. Но помимо них, нужно знать, что детская гимнастика имеет свои возрастные группы. И для каждой есть свои упражнения.

Малышам 3-4 лет

Упражнения для детей 3-4 лет для осанки выполняют в игривой форме. Родителям придется заниматься с ними, показывая, что и как нужно делать. Для начала необходимо размять и разогреть мышцы. С этой целью делается массаж.

Комплекс упражнений при искривлении осанки у детей 3-4 лет включает в себя:

  1. Ходьбу по кругу. Малыши выпрямляют спину и ходят так по кругу на протяжении 1-2 минут. При этом родители ходят вместе с ними, постоянно контролируя, чтобы спина была прямая. Чтобы ребенку было интересно, можно предложить ему представить, что он находится в роли какого-нибудь животного, например, жирафа или цапли.
  2. Ходьбу по кругу с поднятыми руками. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, только в этом случае руки нужно поднять вверх.
  3. Ходьбу с расставленными по сторонам руками. Ходить нужно также по кругу, но упражнение усложняется тем, что ребенок должен встать на носочки.
  4. Ходьбу на пяточках. Руки также расставлены в стороны.
  5. Наклоны. Ребенок должен встать ровно, а руки закрепить на поясе. Наклоны делают в разные стороны, поочередно.

Лучше всего делать такую зарядку утром, сразу же после пробуждения. Она положительным образом скажется не только на состоянии позвоночника, но и на общем самочувствии малыша в течение всего дня.

Для детей 5-7 лет

От родителей детей этого возраста часто слышно – ребенок сутулится, что делать и какие упражнения подобрать? Для начала нужно отвести его на прием к ортопеду, ведь комплекс ЛФК всегда подбирается индивидуально. А если говорить об общеукрепляющих упражнениях, то выполняются они на животе и стоя.

На животе

В данном случае гимнастика обеспечивает укрепление мышц спины и выпрямление позвоночника. Включает в себя следующие упражнения:

Корректоры осанки

  1. Лежа на животе ноги нужно расставить на уровне ширины плеч, а руки раздвинуть в стороны. Ребенку необходимо отрывать конечности от пола, фиксируя их на максимальной высоте секунд на 15. Всего нужно сделать 4 повтора.
  2. Положение тела остается прежним. Только в этом случае ребенок должен имитировать плавание брассом, приподнимая от пола голову и плечи.
  3. Лежа на животе, кисти рук нужно закрепит в замок и прижать их к затылку. Малышу необходимо поочередно делать махи ногами. По 10 повторений на каждую ногу.
  4. Положение тела остается неизменным. Нужно также выполнять махи ногами, только отрывая от пола бедра. По 5 повторений на каждую ногу.
  5. Лежа на животе, необходимо приподнять верхнюю часть туловища и развести руки в сторону, повернув ладони к потолку. В таком положении следует удерживать тело на протяжении 15 секунд. Сделать 4 повтора.

Стоя

Эти упражнения для осанки в домашних условиях для детей рекомендуется выполнять как для профилактики, так и для коррекции позвоночника.

  1. Круги руками. Кисти рук нужно прислонить к плечам и вращать конечностями назад. Движения должны быть плавными, а не резкими.
  2. Стоя, необходимо развести руки в стороны, повернув ладони к потолку. Затем ребенку нужно встать на носочки и присесть, а потом выпрямиться.

Если выполнять вышеописанные упражнения правильно и систематически, можно быстро справиться с сутулостью у ребенка. Но помните, что при наличии серьезных нарушений в позвоночном столбе, комплекс подбирается строго индивидуально!

7-9 лет

Что делать, если ребенка в возрасте 7-9 лет появилась сутулость? Нужно приучать его заниматься лечебной гимнастикой по утрам. Регулярное ее выполнение поможет укрепить мышцы спины, выпрямить позвоночник и устранить неприятные ощущения. Для детей данного возраста рекомендованы следующие упражнения:

  1. Ребенку нужно сесть на пол, коленки подтянуть к себе и обхватить их руками. Потом перелечь на спину и в позе эмбриона покататься по полу, а затем вернуться в исходное положение.
  2. Малыша необходимо уложить на спину. Руки вдоль туловища. Нужно выполнять круговые движения ногами, имитируя езду на велосипеде.
  3. Ребенку требуется занять следующее положение – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Необходимо приподнимать таз как можно выше, задерживаясь в максимальной точке на 5-10 секунд.
  4. Малышу потребуется упереться в пол руками, а родителю взять его за лодыжки. В таком положении ребенку необходимо походить на протяжении несколько минут.
  5. Поочередно следует ходить на носках и пятках (примерно, по 30 секунд). А после этого нужно встать на четвереньки и вытягивать поочередно ноги, сначала левую, затем правую.

Комплекс упражнений на осанку для профилактики нарушений у детей Несмотря на то что в возрасте 7-9 лет дети уже самостоятельные, необходимо постоянно контролировать, как они выполняют упражнения

10 лет и старше

Упражнения для осанки для 10 лет и старше уже включают в себя наиболее сложные элементы. Но если занятия только начинаются, необходимо выполнять сначала легкие упражнения, а только потом постепенно добавлять к ним сложные.

Детям в 10 лет и старше для укрепления спины и исправления осанки следует выполнять следующие упражнения:

  1. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые. Нужно попытаться приподнять голову и плечи, не отрывая при этом туловище от пола. В таком положении следует задержаться на несколько секунд.
  2. Исходное положение остается неизменным. Необходимо на выдохе поднять колено левой ноги и прижать его к полу, то же самое повторить с правой ногой.
  3. Лежа на спине, требуется согнуть ноги в коленях, плотно прижимая стопы к полу, а руки расположить вдоль тела. Ребенку необходимо приподнимать таз, не отрывая при этом туловище от пола.
  4. Упражнение «велосипед». О нем уже говорилось выше. Нужно лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. Согнуть ноги в коленях и делать круговые движения, имитируя езду на велосипеде.
  5. Лежа на спине, нужно зафиксировать руки на поясе. В таком положении необходимо приподнять голову и плечи, стараясь свести лопатки. Продержавшись в таком положении 5-10 секунд, следует вернуться к исходному положению.
  6. Лежа на спине, необходимо одновременно отрывать от пола руки, ноги и голову (плечи и поясница плотно прижаты к полу). Затем вернуться в исходную позицию.
  7. Нужно лечь на живот, руки поставить перед собой. Следует одновременно поднимать руки и ноги, задерживаясь в максимальной точке на 2-3 секунды. Упражнение имитирует отжимания.
  8. Лежа на животе, необходимо руками взяться за лодыжки. После этого следует максимально оторвать верхнюю часть туловища от пола, прогибаясь в позвоночнике. Затем вернутся в исходное положение.
  9. Упражнение «кошка». Ребенку нужно встать на четвереньки, а после прогибать спину вверх полукругом, опуская при этом голову вниз. Затем необходимо поднять голову вверх и выгнуть спину уже внутрь.
  10. Стоя, необходимо соединить руки за спиной и сделать несколько наклонов вперед.
Читайте также:  Уколы амелотекс - инструкция по применению, отзывы и сколько стоят?

Разминка в течение дня (упражнения с мячом)

ЛФК при нарушении осанки у детей рекомендуется делать в утренние часы. Но школьникам также можно выполнять разминку в течение дня, после длительного пребывания в сидячем положении. Например, можно делать следующие упражнения:

  1. Стоя, ноги расположить по ширине плеч. Взять мячик и поднять его вверх, а затем опустить до уровня груди. При этом нужно постоянно смотреть на мяч, поднимая и опуская голову вместе с ним.
  2. Также в положении стоя, нужно взять мячик и завести его за спину, перехватывая его другой рукой. При выполнении упражнения необходимо следить за осанкой – она должна быть ровной.
  3. Поднять мяч двумя руками над головой. При этом локти развести в стороны и попытаться соединить лопатки. В таком положении нужно сделать наклоны сначала в левую, затем в правую сторону.

Лечебная гимнастика – это эффективный метод исправления нарушенной осанки. Но чтобы она действительно давала нужные результаты, все упражнения должны подбираться врачом, выполняться правильно и регулярно.

Комплекс упражнений для коррекции осанки у дошкольников

Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики её нарушений у детей 5-7 летнего возраста.  

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

      Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

    Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени.

Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз).

Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

     Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

     Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

     — Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

     — Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком.

Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до 6 сек.

, расслабление — от 6 до 12 сек.

     — Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

      — Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

      Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

       Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Построение в шеренгу. Встать в положение «Основная стойка»: голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

  • Упражнения в ходьбе по кругу
  • Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).
  • Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.

«Журавлик». Ходьба с высоким подниманием пми54бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

«Вырастаем большими » Ходьба на носках (руки вверх, «в замке») 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

«Мишка косолапый». Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): «Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою — топ!»

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети сами произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег.

Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох — на 2 шага, выдох — на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох — через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении «стоя»

«Воробушек». Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

«Лягушонок». Из И. П. — ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором «квак», вернуться в И. П. (4-6 раз).

В положении «кисти к плечам», локти должны быть прижаты к бокам.

«Большие круги» . Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) — 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

«Мельница». Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.

«Резинка». Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки — вдох. Вернуться в И.П., произнеся звук «ш-ш-ш» — выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.

«Вместе ножки — покажи ладошки». Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

«Потягивание». Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И.П., расслабив руки (4-6 раз).

Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении «лёжа на спине»

«Здравствуйте — прощайте». Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа (6-8 раз).

При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.

«Волна». «Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 секунд и отпустить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.

«Пляска «. И.П. — лёжа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз)

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении «лёжа на животе»

«Воробышек». Круги назад локтями рук, приведёнными к плечам (5-8 раз).

Голова приподнята.

«Рыбка». Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза расслабления 6-8 секунд (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

«Лягушонок». Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперёд. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении «стоя» и в движении.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *